ПСРЛ, том XXXI. Издание 1-е. Летописцы последней четверти XVII в. М., 1968, 264 с.
В XXXI томе ПСРЛ под общим руководством и при участии В.И. Буганова опубликованы три летописных памятника конца XVII в.: Мазуринский летописец, Летописец 1619-1691 гг и Золотаревский летописец.
Петр Золотарев
Золотарев Петр Алексеевич (2-я пол. XVII в.) митрополичий сын боярский, автор Золотаревского (Астраханского) летописца, известного также как Сказание о взятии Астрахани Степаном Разиным. О З. известно немногое: во время Крестьянской войны под предводительством Степана Разина он состоял при астраханском и терском митрополите Иосифе как «митрополичий сын боярский» и был очевидцем взятия Астрахани в 1670 г. и убиения митрополита повстанцами. 11 июля 1672 г. З. участвует в «розыске по делу о убиении» митрополита Иосифа и записывает показания очевидцев событий соборных священников Кирилла Елисеева и Петра Иванова (текст розыска издан в 1842 и 1962 гг.). Через 7 лет (в 1679 г., как указывают некоторые списки Золотаревского летописца) по поручению воеводы П. М. Салтыкова он завершает на основании всех собранных им материалов подробную историю астраханских событий 1667-1671 гг.
Различаются Краткое и Пространное Сказания о взятии Астрахани Разиным, принадлежащие перу З. Краткое Сказание представляет собой запись расспросных речей по делу об убиении митрополита Иосифа; оно имеет две редакции: Первая редакция это подлинная запись расспросных речей о убиении в двух вариантах: черновом (ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 87, л. 1-18) и беловом (Астраханский облгосархив, ф. Астраханской приказной избы, оп. 1, № 79, л. 1-14). Вторая редакция Краткого Сказания носит следы литературной обработки XVIII в. (ГИМ, собр. Уварова, № 263, л. 1-16). Пространное Сказание, описывающее астраханские события с мая 1667 по ноябрь 1671 г., является собственно Золотаревским летописцем (в рукописи он называется "Астраханский летописец"). Согласно классификации Л.З. Мильготиной, Золотаревский летописец, известный в 21 списке, представлен четырьмя редакциями (описание списков см. в работах М. Сменцовского и Л.З. Мильготиной). Имеется критическое издание только первой редакции - по трем спискам, старший из которых (ГИМ, Муз. собр., № 1481) датируется концом XVII в. Остальные редакции публиковались по случайным спискам, а вторая редакция вообще не издана.
З. описывает восстание Разина тенденциозно с правительственной точки зрения, называя повстанцев «ворами», «изменниками» и «богоотступниками», а митрополита и бояр «новыми страстотерпцами». Тем не менее Золотаревский летописец является ценным историческим источником, содержащим сведения очевидцев и включающим целый ряд документов, царских грамот, писем, «дел». Этот поздний летописец представляет собой сочетание летописных погодных статей, включающих памятники деловой письменности, и агиографических приемов изложения с включением в текст «видений», «знамений» и проч. Художественную выразительность и сюжетную остроту Золотаревского летописца высоко оценил А. Ф. Писемский, переложивший содержание древнерусского памятника в своем путевом очерке об Астрахани 1857 г. (Писемский А.Ф. Путевые очерки // Морской сборник. СПб., 1857. № 2. С. 244-253; то же: Собр. соч. М., 1982. Т. 2).
Издания: АИ. СПб., 1842. Т. 4. № 226, с. 482-495; Попов А.Н. История возмущения Стеньки Разина // Русская беседа. СПб., 1857. Т. 1 (кн. 5). С. 47-104; Т. 2 (кн. 6). С. 19-90 (отд. изд.: Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. М., 1857. С. 241-261); Сахаров В.Н. Памятник местной старины, хранящийся в библиотеке Астраханской духовной семинарии: Рукопись Петра Золотарева // Астраханский сборник, изд. Петровским обществом исследователей Астраханского края. Астрахань, 1896. Вып. 1. С. 145-166 (перепечатка текста и статьи из газ. «Волга». 1864. № 27, 28, 30, 34, 40 и «Астраханских епархиальных ведомостей». 1878. № 1-3, 11, 13, 18); Пальмов Н.К. Материалы для жизнеописания святителя Иосифа убиенного, митрополита астраханского и терского // Труды КДА. 1912. № 12. С. 650-672 (отд. изд.: Киев, 1913); Расспросные речи астраханских соборных попов К. Елисеева и П. Иванова об обстоятельствах казни астраханского митрополита Иосифа (№ 192) // Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сб. документов. М., 1962. Т. 3. С. 213-220, 411; Летописное Сказание Петра Золотарева: Первая редакция. Муз. 1481. Увар. 547 . Акад. 313 / Публ. Л.З. Мильготиной) // ПСРЛ. М., 1968. Т. 31: Летописцы последней четверти XVII в. С. 7-9, 206-233.
Литература: Евгений. Словарь. Т. 1. С. 231-232; Иконников. Опыт по историографии. Киев, 1908. Т. 2, кн. 2. С. 1864; Сменцовский М. Степан Разин в науке, литературе, искусстве // Каторга и ссылка. 1932. № 7. С. 199-200; Тихомиров Б. Источники по истории Разинщины // ПИ. М.; Л., 1933. Сб. 1. С. 58-63. (Тр. историко-архивного ин-та АН СССР. Т. 9); Лихачев Д.С. Исторические повести 1670-1680-х годов // История русской литературы. М.; Л., 1948. Т. , ч. 2. С. 270-271; Будовниц. Словарь. С. 107, 293; Шмидт С.О . Сказание о взятии Астрахани в летописной традиции XVII начала XVIII в. // Труды Московского историко-архивного ин-та. М., 1963. Т. 17: Вопросы источниковедения истории СССР. С. 397-398; Мильготина Л.З. О редакциях и списках Золотаревского сказания // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974. С. 317-327.
А.Г. Бобров, Н.Ф. Дробленкова, М.А. Салмина
(цитируется по изданию: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Часть 1. А-З. СПб., 1992. С. 404-406).
Исидор Сназин
Исидор Сназин (конец XVII в.) автор Мазуринского летописца. Указание на его авторство и на написание И.С. еще одного крупного летописного произведения имеется в тексте Мазуринского летописца: «...а подробнее обо все ево похождении и о войне писано в другом летописце, замечает автор в рассказе о нашествии Батыя, моем же, Сидора Сназина» (ПСРЛ. Т. 31. С. 68). Наиболее вероятно предположение, что речь идет о пространной редакции Мазуринского летописца, неизвестной исследователям. Летописные компиляции в конце XVII в., как правило, создавались в несколько этапов, от наиболее пространного свода выписок из источников до тщательно отредактированного и унифицированного в литературном отношении текста, каким является текст единственного имеющегося в нашем распоряжении списка Мазуринского летописца. Почерк этого белового списка (ЦГАДА, собр. Мазурина, № 522) соответствует почерку приписок в важном памятнике русской историографии конца XVII в. чудовском церковно-историческом справочнике, составлявшемся со второй половины 1670-х гг. до 1696 г. (ГИМ, Муз. собр., № 1499, л. 39 и др.). В свою очередь, основной полууставный почерк справочника соответствует почерку чудовского синодика, написанного во второй половине 1670-х гг. и дополнявшегося до конца XVII в. (ГИМ, Синод, собр., № 576/290), который по палеографическим признакам бесспорно принадлежит патриаршему летописному скрипторию, где создавались и переписывались крупнейшие русские летописные памятники конца XVII в. Следовательно, автор Мазуринского летописца был членом скриптория, как это предполагал В.И. Корецкий, исходя из содержания памятника. По-видимому, И.С занимал в скриптории довольное видное место. Достаточно сказать, что в синодике, включавшем кратчайшие поминовения выходцев из наиболее видных боярских и княжеских родов, были записаны сразу три представителя рода Сназиных мелких новгородских детей боярских.
Долю и форму участия И.С. в работе патриаршего скриптория над летописными сводами и компиляциями определить трудно. Для изучения его творчества наибольшую ценность представляет авторское произведение Мазуринский летописец. Беловой список памятника, сделанный в первой половине 1680-х гг. с черновика, имевшего в тексте лакуны, оставленные для записи уточненных дат, имен, а иногда и целых летописных статей, имеет заглавие: «Книга, глаголемая летописец великия земли Росиския, великаго языка словенскаго, отколе и в кои лета начаша княжити» (л. 1). Повествование начинается от потопа и сыновей Ноя, содержит легендарный рассказ о начале Русской земли и продолжается многочисленными статьями, содержащими в основном сведения о жизни и подвигах христианских мучеников. Далее автор сообщает немало любопытных сведений о происхождении славян и Древней Руси и переходит к изложению отечественной политической и церковной истории, завершая текст подробными повременными записями начала 1680-х гг. Список механически обрывается на записи за 27 декабря 1682 г. Поскольку повременные записи (настолько частые и подробные, что М.Н. Тихомиров и В.И. Буганов рассматривал их как повесть или сказание о Московском восстании 1682 г.) начинались примерно с кончины Феодора Алексеевича 27 апреля 1682 г., можно предположить, что основной текст датируется этим временем, и к концу 1682 г. произведение было близко к завершению.
Мазуринский летописец выделяется в ряду современных летописных памятников богатством и неординарностью содержания. Он стоит наиболее близко к авторским произведениям, в которых отразились уже многочисленные элементы историографии нового времени, таким как «Созерцание краткое» Сильвестра Медведева, «Скифская история» А.И. Лызлова, «Синопсис» Иннокентия Гизеля, «Хроника» Феодосия Сафоновича, «Летописец» Леонтия Боболинского и др. Вместе с тем форма Мазуринского летописца подчеркнуто традиционна: это хронологически последовательные и чаще всего не связанные между собой небольшие летописные статьи, начинающиеся с указания «лета» и представляющие собой внутренне законченное повествование об отдельном событии. Отбор статей, по-видимому, не был обусловлен определенной политической концепцией. Вместе с тем круг источников И.С. был весьма разнообразен. Автор использовал Пролог, Четьи-Минеи, святцы, «Откровение» Мефодия Патарского, Патерик Киево-Печерский, различные редакции Хронографа Русского, Летопись Лаврентьевскую или близкую к ней, Летописи Никоновскую, Софийскую I, Новгородскую III, Летописец Новый, Летопись о многих мятежах и др. И.С. привлек также сведения из Хроники Мацея Стрыйковского (вероятно, по одному из русских переводов), Житие Филиппа митрополита, Соборную грамоту 1570 г., разрядные записи и многие другие, не установленные пока источники. Не исключено, что ряд источников использовался автором не непосредственно, а через не известные нам летописные памятники второй половины XVII в., однако не менее вероятно и то, что таким промежуточным этапом была первая, пространная редакция самого Мазуринского летописца.
Специфическим и поистине замечательным явлением в летописании конца XVII в. является подчеркнутый объективизм изложения в летописи И.С. Автор точно, местами скрупулезно точно описывает происходившее, почти ничем не проявляя своего отношения к событиям.
Сообщая непроверенные сведения, он предпочитает сослаться на источник, даже если речь идет об официальном сообщении (доверие к которым среди летописцев второй половины XVII в. было весьма велико). Эта особенность Мазуринского летописца увеличивает ценность его сообщений (в том числе, как отметил М.Н. Тихомиров, о событиях XIII в.), но поистине незаменимой она делает последнюю его часть, посвященную событиям, непосредственно находившимся в поле зрения автора.
Издания: ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 3, 11-179.
Литература: Тихомиров M.Н. 1) Записки приказных людей конца XVII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12, С 443-444, 448-450; 2) Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. M., 1962. С. 51-52; Буганов В.И. 1) Летописные известия о Московском восстании 1682 г. // Новое о прошлом нашей страны: Сб. статей памяти академика М.Н. Тихомирова. M., 1967. С. 315; 2) Московские восстания конца XVII в. M., 1969. С. 28-29; Корецкий В.И. Мазуринсий летописец конца XVII в. и летописание Смутного времени // Славяне и Русь: Сб. статей. M., 1968. С. 282-290; Чистякова Е. В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено...» M., 1988. С. 60-75.
А.П. Богданов
(цитируется по изданию: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Часть 2. И-О. СПб., 1993. С. 122-124).
Летописец 1619-1691 гг.
Летописец 1619-1691 гг. летописный памятник, созданный в патриаршем летописном скриптории. Сохранился в пространной и краткой редакциях. Первая из них возникла в конце 1690 начале 1691 г. и кончалась статьей о возведении на патриархию Адриана. Она служила продолжением составленного ранее Летописного свода патриаршего 1680-х гг. и известна в беловом списке ГПБ, Солов, собр., № 878/988, л. 692736 об., сделанном в скриптории в конце 1691 начале 1692 г. и дополненном краткими заметками до 3 октября 1691 г. Список был написан на остатках бумаги, большие партии которой использовались примерно в то же время в других рукописях скриптория; тетрадь такой бумаги имеется в авторском сборнике Боголепа Адамова, в статье, написанной около 1692 г. Краткая редакция Свода 1680-х гг. и Л. 1619-1691 гг., созданная на основе протографа Соловецкого списка между 1696 и 1700 гг., дошла в беловом списке первой четверти XVIII в. (ГБЛ, ф. 199, собр. Никифорова, № 69, л. 96 об. 106). Она представляет собой тщательно произведенную обработку более пространного текста (немного сокращенного в Соловецком списке), направленную не только на сокращение памятника, но и на придание ему большей литературной стройности и публицистической остроты. Обе редакции, различаясь по полноте и характеру изложения, литературным приемам и т.п., представляют собой законченные произведения чудовских книжников. Патриарших летописцев отличают ясность изложения, использование большого количества уникальных источников, широкая осведомленность и тонкая наблюдательность.
Рассказ об основных событиях политической и церковной истории России XVII в. ведется в Л. 1619-1691 гг. с позиций московского правительства. В повествовании использованы три группы источников. Прежде всего это церковно-исторические, синодичные и «богомольные» записи о событиях, которые велись в Чудовом монастыре и патриарших приказах. Основанные на них заметки отличаются большой точностью и весьма подробно датированы. Примерно с конца 1650-х гт. автор все чаще вел рассказ по памяти, особенно повествуя о широко известных событиях; это приводило к фактическим ошибкам (например, смещены даты «Медного бунта» и отмены медных денег), но вместе с тем обогатило сочинение живыми наблюдениями современника и очевидца. Наконец, в тексте имеются следы использования повременных летописных записей (наподобие Записей поденных очевидца Московского восстания 1682 г). Такие записи положены в основу летописной повести о Московском восстании 1682 г., занимающей почти две трети Л. 1619-1691 гг. Полнота и точность использованных в записях наблюдений делают Л. 1619-1691 гг. наиболее значительным летописным источником о крупнейшем городском восстании XVII в. наряду с произведениями Сильвестра Медведева и Исидора Сназина. Процитированные дословно записи были дополнены авторским текстом, связавшим их в повесть и придавшим памятнику конкретную политическую направленность. Литературная обработка летописных записей и документальных материалов в повести была весьма характерна для произведений конца XVII в. такими повестями завершается большинство известных нам летописей. Однако лишь немногие сочинения позволяют проследить процесс этой обработки, представляя исследователю лишь ее результат. Л. 1619-1691 гг. наряду с Летописцем Двинским составляет исключение из этого правила, поскольку использованные в нем записи легко выделяются. Л. 16191691 гг. является одним из наиболее интересных как по форме, так и по содержанию памятников общерусского патриаршего летописания.
Издания: Хрестоматия по истории СССР XVI-XVII вв. M., 1962. С. 471, 509-513; Буганов В.И. Повесть о московском восстании 1682 г. // Древнерусская литература и ее связи с новым временем: Сб. статей. M., 1967. С. 317-354; ПСРЛ, M., 1968. Т. 31. С. 180-205; Богданов А.П. Редакции Летописца 1619-1691 гг. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. статей. M., 1982. С. 124-151.
Литература: Буганов В.И., Кучкин В.А. Новые материалы о московских восстаниях XVII в. // ИА. 1961. № 1. С. 151-153; Буганов В.И. 1) Летописные известия о Московском восстании 1682 г. // Новое о прошлом нашей страны. M., 1967. С. 311-312, 315-317; 2) Московские восстания конца XVII века. M., 1967. С. 29-31 и сл.; Богданов А.П. Начало Московского восстания 1682 г. в современных летописных сочинениях // Летописи и хроники. 1984 г. M., 1984. С. 131-146.
А.П. Богданов
(цитируется по изданию: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Часть 2. И-О. СПб., 1993. С. 276-277).