ПСРЛ, том XIV. Издание 1-е. Половина 1-ая. Дополнения к Никоновской летописи. СПб., 1910. 158 стр.
В первой части XIV тома С.Ф. Платоновым и П.Г. Васенко были опубликованы тексты, которыми заканчивалось изложение Академического XV, Строгановского и Троицкого III списков Никоновской летописи Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича и Новый Летописец.
ПСРЛ, том XIV. Половина 2-ая. Пг., 1918. 292 стр. Указатель к. IX-XIV тт. ПСРЛ.
Вторая часть XIV тома включила в себя указатели к IX-XIV томам ПСРЛ
ПСРЛ, том XIV. Издание 2-е. I. «Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси»; II. «Новый Летописец»; Указатели к Никоновской летописи (IX-XIV тт.). М., 1965.
Фотомеханическое воспроизведение изданий 1910-1918 гг.
ПСРЛ, том XIV. Издание 3-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. 600 с., разд. паг. (VI c., 154 c., II c., 286 c., 154).
Репринтное воспроизведение изданий 1910-1918 гг. Отличается Приложением, в котором опубликованы избранные главы из книги Б.М. Клосса «Никоновский свод и русские летописи XVI XVII вв.»
Летопись Никоновская
Летопись Никоновская крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший свое название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись и создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция Л. Н. доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в кон. 20-х гг. XVI в. Ее оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского (ЦГАДА, ф. 201, No 163).
Л. Н. представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками Л. Н. были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, No 82. Целый ряд известий Л. Н. носит уникальный характер и дошел до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Л. Н. существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Л. Н. последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Л. Н. нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение селами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Л. Н. убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (15221539 гг.) крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.
Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. летописный свод митрополита Даниила (каковым является Л. Н.) был соединен с материалами официальной историографии. С митрополичьего летописца была снята копия и дополнена по Летописи Воскресенской и Летописцу начала царства редакции 1556 г. так образовался Патриарший список (БАН, 32.17.8). Эта рукопись с самого начала обращалась в церковных кругах: в нач. 60-х гг. XVI в. она использовалась при составлении «Степенной книги» (в митрополичьем Чудовом монастыре, см. Афанасий, митрополит); в XVII в. она хранилась в патриаршей ризнице, а в 70-х гг. этого же столетия список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям (ЦГАДА, ф. 181, No 351/800 и ГБЛ, ф. 556, No 34). Оригинал же летописного свода митрополита Даниила остался в Казенном приказе и был дополнен по тем же источникам, которые были использованы в Патриаршем списке: по Воскресенской летописи (но в другом объеме) и Летописцу начала царства. Несколько позже к нему была присоединена еще одна часть с изложением событий 15561558 гг. так образовался список Оболенского. Существует предположение, что именно над этой рукописью работал в 1560 г., во время пребывания в Ливонии, известный государственный деятель периода «избранной рады» А. Ф. Адашев.
В 15681576 гг., когда в Александровской слободе по царскому заказу создавался грандиозный Летописный свод Лицевой, список Оболенского использовался в качестве главного источника при изложении событий русской истории. По-видимому, в конце правления Ивана IV Грозного список был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. В 1637 г. в связи с затребованием рукописи в московский Приказ Большого дворца в монастыре с нее была снята копия, которая положила начало новой редакции Л. Н.; текст летописи был дополнен некоторыми повестями и продолжен по Летописцу Новому (памятнику официальной историографии XVII в.). Троицкая редакция Л. Н. известна по нескольким спискам, один из которых (Никоновский БАН, 17.2.5) был выполнен специально для патриарха Никона и дал название всей летописи.
Издания: Русская летопись по Никонову списку. СПб., 17671792. Ч. 18; ПСРЛ. СПб., 18621910. Т. 914 (фототипическое воспроизведение: М., 1965).
Литература: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CLIVCLXXI; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». СПб., 1899. С. 166177; 2) Иоасафовская летопись // ЖМНП. 1904. No 5. С. 6979; 3) Обозрение. С. 370371; Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 3. С. 2433; Лавров Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи // ЛЗАК. 1927. Вып. 1 (34). С. 5590; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 269287; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 2032; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVIXVII вв. М., 1980.
Дополнительно: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XIXVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190205.
Б.М. Клосс
(цитируется по изданию: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XIVXVI в. Часть 2. Л-Я. Л., 1989. С. 50-51).