Главная страница
Правила использования
Ссылки
Полное собрание русских летописей.
Концепция ресурса
Полное собрание русских летописей.
История издания
Перечень томов
Летописные памятники
не вошедшие в состав ПСРЛ
Библиография
Летописи и хроники
 
Дизайн, концепция,
структура сайта
©Д.М.Котышев
2010-2015
Scan, djvu
©Д.М.Котышев
©И.В.Купцов
2010-2015
Том IX. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
ПСРЛ, том IX. Издание 1-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1882. 282 стр. + 2 табл. снимк.
В IX-XIV томах ПСРЛ была издана Никоновская летопись — крупнейший памятник летописания XVI в. Публикация была осуществлена на основе Академической XIV рукописи или Патриаршего списка (БАН), который издатель Никоновской летописи А.Ф. Бычков посчитал основным. К подведению разночтений были привлечены также списки Академический XV (Никоновский), Строгановский, Архивский II, Троицкий III. В IX томе, подготовленном к изданию А.Ф. Бычковым, излагаются события 859-1176 гг.
ПСРЛ, том IX. Издание 2-е. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965. XXIII, 256 c.
Фотомеханическое воспроизведение издания 1882 г.
ПСРЛ, том IX. Издание 3-е. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000 г. 288 с., разд. паг. (XXXII c., 256 c.).
Репринтное воспроизведение издания 1882 г. Отличается наличием нового предисловия.
Клосс Б.М. Предисловие к изданию 2000 г.
Летопись Никоновская
Летопись Никоновская — крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший свое название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись и создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция Л. Н. доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в кон. 20-х гг. XVI в. Ее оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского (ЦГАДА, ф. 201, No 163).
Л. Н. представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками Л. Н. были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, No 82. Целый ряд известий Л. Н. носит уникальный характер и дошел до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Л. Н. существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Л. Н. последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Л. Н. нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение селами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Л. Н. убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (1522—1539 гг.) — крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.
Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. летописный свод митрополита Даниила (каковым является Л. Н.) был соединен с материалами официальной историографии. С митрополичьего летописца была снята копия и дополнена по Летописи Воскресенской и Летописцу начала царства редакции 1556 г. — так образовался Патриарший список (БАН, 32.17.8). Эта рукопись с самого начала обращалась в церковных кругах: в нач. 60-х гг. XVI в. она использовалась при составлении «Степенной книги» (в митрополичьем Чудовом монастыре, см. Афанасий, митрополит); в XVII в. она хранилась в патриаршей ризнице, а в 70-х гг. этого же столетия список был положен в основу обширного патриаршего свода, известного по двум беловым копиям (ЦГАДА, ф. 181, No 351/800 и ГБЛ, ф. 556, No 34). Оригинал же летописного свода митрополита Даниила остался в Казенном приказе и был дополнен по тем же источникам, которые были использованы в Патриаршем списке: по Воскресенской летописи (но в другом объеме) и Летописцу начала царства. Несколько позже к нему была присоединена еще одна часть с изложением событий 1556—1558 гг. — так образовался список Оболенского. Существует предположение, что именно над этой рукописью работал в 1560 г., во время пребывания в Ливонии, известный государственный деятель периода «избранной рады» А. Ф. Адашев.
В 1568—1576 гг., когда в Александровской слободе по царскому заказу создавался грандиозный Летописный свод Лицевой, список Оболенского использовался в качестве главного источника при изложении событий русской истории. По-видимому, в конце правления Ивана IV Грозного список был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. В 1637 г. в связи с затребованием рукописи в московский Приказ Большого дворца в монастыре с нее была снята копия, которая положила начало новой редакции Л. Н.; текст летописи был дополнен некоторыми повестями и продолжен по Летописцу Новому (памятнику официальной историографии XVII в.). Троицкая редакция Л. Н. известна по нескольким спискам, один из которых (Никоновский — БАН, 17.2.5) был выполнен специально для патриарха Никона и дал название всей летописи.
Издания: Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767—1792. Ч. 1—8; ПСРЛ. СПб., 1862—1910. Т. 9—14 (фототипическое воспроизведение: М., 1965).
Литература: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CLIV—CLXXI; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси Северо-Восточной». СПб., 1899. С. 166—177; 2) Иоасафовская летопись // ЖМНП. 1904. No 5. С. 69—79; 3) Обозрение. С. 370—371; Платонов С. Ф. К вопросу о Никоновском своде // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 3. С. 24—33; Лавров Н. Ф. Заметки о Никоновской летописи // ЛЗАК. 1927. Вып. 1 (34). С. 55—90; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей // ИпоРЯС. 1930. Т. 3, кн. 1. С. 269—287; Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 20—32; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980.
Дополнительно: Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI—XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190—205.
Б.М. Клосс
(цитируется по изданию: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XIV—XVI в. Часть 2. Л-Я. Л., 1989. С. 50-51).